Ольга (lyasha) wrote,
Ольга
lyasha

Из серии "Воспоминания...." Путешествие в Питер. Июль-2004.

День пятый-шестой. Великий Новгород.
Юрьев. Витославлицы. Перынский скит.
24-25.07.04

Суббота.
Поездка в Великий Новгород планировалась нами с Мариной и Лешей еще из Киева именно на эти выходные.
Начну с ОГРОМНОГО и от всей души СПАСИБО Марине и Леше за прекрасную поездку!
Утром мы встретились на ст.м. Московская возле МакДональдса и дружной гурьбой поехали. Состав группы туристов был замечательный – Миша (почти 4-ре года), Саша (1 год и месяц), Леша и Марина, плюс наша веселая семейка – Макс, я, Лиза (1 год и 7 месяцев). Дорога туда пролетела незаметно. Мы упаковались в машине – у каждого было свое комфортабельное место – Лизка всю дорогу общалась с Мишей и никак не засыпала – то она будила Сашу, то он ее. Читали книжицы – нас снабдила новыми Диана с Катей (это мои родственники). Я почему-то была очень уставшая, скорее всего очень спать хотела и с Лизой и книжкой в руках вырубалась. На какое-то время точно уснула, где была Лизавета, не помнюJ, доотдыхалисьJ!
Приехали мы в центр Великого Новгорода и встретились с нашим экскурсоводом.

Она повезла нас в Юрьев (15 мин езды от Новгорода), где и планировался наш ночлег, в какой-то гостинице. В Юрьеве нас ждал замечательный монастырь и музей народного творчества «Витославлицы».
Наша экскурсовод Нина повела нас устроится и потом в монастырь. Юрьев монастырь древний – в главном соборе покоится мать Александра Невского. Стоит он на истоке реки Волхов (на этой же реке стоит Новгород) из озера Ильмень. Широкая река, необъятное озеро, и на берегу монастырь – красиво очень. Нина рассказала, что раньше все монастыри владели землями, и этот монастырь взимал плату с купцов, которые ехали в Новгород и из Новгорода торговать. Я так понимаю, жили-не тужилиJ. Монастырь красивый, много цветов. На меня надели неприличную юбку, хотя я была в достаточно приличных шортах. Эти юбки, эти косынки, эти бабки с их нравоучениями!!!!! Как меня это раздражает!!!!!!!
Отвлеклась от темы.
Так вот – больше из экскурсии я ничего и не слышала – потому что дети в этом мероприятии (в экскурсии) участвовать больше не желали и побежали выкапывать розовые кусты – пришлось присматривать. В принципе, мы с Лизой уже выработали тактику осмотра достопримечательностей. А Нина видимо совсем не опытная в этом вопросеJ, никак не могла понять, что мы не можем стоять на одном месте больше пяти минут. Много и очень интересно рассказывала, сначала даже пыталась обидеться, что мы ее не слушаем – хотя я в меру своих возможностей старалась рядом с ней постоять и послушать. Макс многие вещи старательно записывал на камеру, посмотрим – может кусочек экскурсии и прослушаюJ. Осмотрев монастырь, мы решили – что живем-то рядом с ним, и в случае чего-то не увиденного, завтра все досмотрим. Из интересного – Лиза никак не хотела идти в нужном направлении и вдруг нашелся выход из ситуации – Миша брал ее за руку и она шла, куда он ее вел.
Следующим пунктом нашей программы был музей народного творчества «Витославлицы». Это было по-настоящему интересно, вернее такого у нас точно нигде не увидишь – в отличие от церквей и монастырейJ.
Музей такого же плана как наше Пирогово. Отличия есть и очень интересные. В каждом доме есть хозяюшка, она мало того, что присматривает за порядком, так еще одета в тот костюм, который соответствует этому дому. А самое главное, что она даже говорит на том наречии, с земли которого этом дом перевезен и все рассказывает. Получается мини-экскурсия. От нее мы узнали, что 7 детей это мало, что сначала она – невестка пришла в дом, и свекровь ее не подпускала ни к чему – сначала училась, потом только стала полноправной хозяйкой. Рассмотрели всю утварь, как жили – особенно мне понравились полати – полка под потолком, где спали дети. Все дома одинаковые, не зависимо от того – богатый или бедный человек, только наполнение отличается. На первом этаже – скотина, зимы-то холодные, скотину греть надо, всякие там приспособления для пахоты, упряжь, сани, телеги. На втором этаже живут люди. Рассказала она, что когда девушку сватали, то будущий муж за зиму должен был построить дом, но конечно сам он такое сделать не мог, и ему помогала вся деревня – поэтому все дома одинаковые. У нас, конечно, все было по-другому. А вот отделку дома он заканчивал сам. Все дома темные – дерево от времени темнеет, но с такими деревянными кружевами, что сразу захотелось в Кижи. Но впечатления от украинских хаток более светлое. Девушка за это время должна была на всю свою жизнь себе приготовить приданное – платья, рубахи, полотенца, для детей – вообщем все-все. Как сказала хозяюшка – больше у нее времени не будет – дети, кухня, скотина и все остальное. Очень красивые церкви – без гвоздя, построенные. Нина куда-то торопилась, поэтому на этом экскурсия наша закончилась и мы, не долго думая, рванули на Волхов купаться. Марина с Лешей остались досматривать Витославлицы. Договорились, что в пять будем у монастыря – едем на экскурсию в Новгород.
Накупавшись в реке Волхов или в озере Ильмень, тут это не очень понятно, у подножья монастыря, мы вернулись к воротам монастыря – Леша с Мариной практически сразу подъехали. И мы тронулись в Новгород. Перед Кремлем встретились с нашей Ниной. Сразу в Кремль – конечно, это самая большая крепость из всех, которые мы видели – красиво не то слово. Вход бесплатный все гуляют, очень много народа, внутри памятник 1000-летию России – очень интересный, потом мы посмотрели звонницу с колоколами, которые стоят на земле. История такова – во время войны их сняли, чтобы вывезти в эвакуацию – в баржу попал снаряд, и она затонула. После войны поднимали колокола – у самого главного и большого оторвали ухо. Так как колокола цельнолитые то, к сожалению, приварить ухо (за которое колокол подвешивают) невозможно – звук пропадает, вернее очень меняется. В итоге было принято решение поставить их на обозрение на землю перед звонницей, к тому же звонница старая – тоже могла не выдержать привешивания колоколов. Вот и стоят они рядом. Красивые!!!
Потом прошли Кремль насквозь и вышли к Волхову – на другой стороне еще какие-то интересные постройки – Нина рассказала, что раньше князья, которые нанимались Новгородом для правления не могли жить в Кремле, и вынуждены были строить свое жилище за пределами Кремля. Вернулись в Кремль – и пошли к его жемчужине – Софии Новгородской. В отличие от нашей – Софии Киевской, она не перестраивалась – то есть осталась такая как была – в византийском стиле. На самом высоком кресте сидит голубь – символ Христа. Зашли вовнутрь – красотища…….. Тут же есть ворота, которые новгородцы взяли трофеем в какой-то войнушке. На них литые из металла сцены жизни – по-моему голландцы их делали. Так вот новгородские мастера решили показать, что и они не лыком шиты и некоторые переделали – теперь на них есть сцены из нашей жизниJ. Не отличить – и приделали их к храму. На обратном пути опять посмотрели памятник тысячелетию России. Лизе было раздолье – они с Мишей бегали вокруг, залезали куда хотели. Гоняли за голубями. Нина все рассказывала – у нее было только два благодарных слушателя – это Макс с Лешей, так как мы с Мариной бегали за деточками – и слушали ее урывками. Вообщем у нас другой подход к осмотру достопримечательностей, и не будь Нины, мы бы посмотрели гораздо больше, хотя рассказывала она интересно. Решили – что будет повод вернутьсяJ. Уставшие вернулись в Юрьев, опять купаться – людей практически не было уже – хорошо так, покушали в беседке с прекрасным видом на устье Волхова. На завтра мы решили посмотреть ту часть Витославлицев, которую мы не увидели, убежав купаться. И спать – на сегодня мы вымотались очень.

кликните на фотографию, чтобы увеличить

Воскресенье.
Утром проснулись и опять разделились – мы пошли в музей и на рынок, рядом с музеем Витославлицы раскинулся большой рынок поделок, накупили там всего разного – очень классные матрешкиJ - я Лизе купила классику – такая как у меня была в детстве – Семеновскую. В музее мы пошли направо от центральной композиции и увидели прекрасный вид на монастырь – он лежал как на ладони. Там же были обнаружены различные виды качелей-каруселей – вот уж мы оторвались!!! Покатавшись на обычной качельке – мы с Лизаветой обратили свое благосклонное внимание на карусель! Это был обыкновенный столб и веревками, на концах которых петли – в петли садишься – напротив тоже человек, бежим вокруг столба, потом отпускаешь ноги и крутишьсяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя!!!!! Супер! Погуляли, кучу разных маленьких церквушек увидели, пошли на рынок, скупились сувенирами. Далее встретились с Лешей и Мариной и поехали к очередной цели нашего путешествия – Перынскому скиту. Стоит он над истоком Волхова на горе. Говорят, что в этом месте нет гор – одни болота, а тут песчаный холм, заросший соснами. Археологи предположили, что раз нет вокруг ни одного захоронения – то вероятнее всего – это и есть место, где новгородцы и хоронили всех. С другой стороны – это дохристианское капище бога Перуна. Монастырь состоит из нескольких построек с каменной церковью Рождества Богородицы. Крест, ее венчающий, с полумесяцем – это стилизованная виноградная лоза, которая не имеет никакого отношения к мусульманству. Образ этой церкви практически на всех сувенирах. Это почти символ Новгорода. Она белая, интересная своими окошками – маленькие, кругленькие. Монах рассказал, что стекло раньше было трудно сделать, вернее, раскатать на большую поверхность – поэтому стеклышки и были такими маленькими и очень дорогими. Ох уж этот монах, Нины с нами не было, но когда мы зашли в церковь, то попался знающий и опять очень интересно рассказывающий монах, Лиза слушать не пожелала, поэтому мы вышли во двор. За нами вышел Миша, пока я занималась фотографированием цветочков, Миша с Лизой практически залезли в будку с собакой – благо собака оказалась добродушная. Потом я переориентировала деточек на подкоп монастырского строения и спокойно продолжила фотографироватьJ. Когда я увидела результат их работы – я поняла, что еще чуть-чуть, и они откопают останки древних новгородцевJ. Наконец-то ребята вышли, мы решили искупаться и ехать домой, потому что Леше на работу плюс дорога. Погода была замечательная, хотя когда Марина в инете смотрела погоду, то обещали на выходные грозу. Судя по всему в воскресенье гроза в Новгороде была, потому как громыхало и хмурилось над Новгородом впечатляюще, но у нас ни капли. Мы искупались, кстати, не без приключения. Сначала я переодела Лизу, пока снимала штаны – Лиза уже была в воде по горло и почти нырнула – пришлось рвануть, в чем была, и вылавливать ее. Ситуация с купанием у нас противоположная многим, которые мы наблюдали вокруг. Лиза молча забегает и орет, когда ее вытаскивают из водыJ. Накупались, деточки были уже почти готовы. Поехали, все быстренько сдались и уснули. В обратной дороге нас почти залил ливень, стало так свежо-свежо. Вообщем дорога обратно тоже была супер!
Приехали домой опять поздно – делились впечатлениями и фотками(.

чтобы посмотреть больше фотографий - кликните на любую