Ольга (lyasha) wrote,

Путешествие в Питер

День четвертый. Кронштадт.
23.07.04.

Почти три столетия высятся над водами Финского залива мощные фортификационные укрепления - старые русские форты. Вместе с батареями на острове Котлин они некогда составляли самую мощную крепость на Балтике - Кронштадт.
История Кронштадтской крепости тесно переплетена с историей Петербурга. Еще в начале XVIII века, освободив от шведов берега Невы и заложив Петербург, Петр I настойчиво искал способ защиты молодого города со стороны моря. Для этой цели он решил использовать природное положение острова Котлин. Именно в этом месте Финский залив сужается до 15 километров перед мелководной Невской губой. Большие корабли могли следовать в Петербург лишь по узкому проходу, пролегающему вдоль южного берега острова Котлин. Возведенный рядом с островом первый русский морской форт "Кроншлот" мог контролировать всю ширину фарватера.
Шло время, и вокруг острова появлялись все новые форты и батареи. "Кроншлот", "Цитадель", "Рисбанк" ("Павел"), "Александр" ("Чумный"), "Князь Меншиков", "Обручев", "Тотлебен", "Риф", "Шанц", "Ден", "Красная Горка", "Ино" и многие другие замечательные форты вошли в каменное "ожерелье" острова Котлин. Кронштадтская крепость с системой фортов стала надежной защитой на морском пути в город.
Во время Второй мировой войны и Кронштадт, и форты, расположенные рядом с ним, принимали активное участие (они составляли Восточный фронт обороны Ленинграда).

Наши родственники сказали, что смотреть в Кронштадте нечего, только корабли военные и центр города, что в форты нас все равно не пустят, и что до них еще добраться нужно.
Мы выехали опять поздно, вволю выспавшись, думали – сегодня уж точно отдохнем. По дороге развернули наши распечатки, выяснили, что к одному из них фортов добраться можно по суше. Форт Константин находится на острове. Правда, до него ехать нужно было, но нам не привыкать.

В маршрутке Лизуня опять задрыхла, когда приехали, выгрузились в ближайший парк и на газоне два часа спали.
Когда она проснулась, пошли к центру.
В центре посмотрели на набережную с пушками, еле пробились сквозь плотные ряды невест, корабли на рейде стояли только вдали и плохо были видны, намечался день военно-морского флота (об этом мы узнали позже и на него не попали, а жаль) и основная их масса, судя по всему, была на репетиции в Питере. Потом пристали к какой-то экскурсии и прослушали про верфь еще Петровскую со шлюзом, который за 300 лет ремонтировался дважды – поменялся профиль днища кораблей и во время войны – попала бомба. Видели очень интересный мост, как бронированный и памятник Петру, у которого ограда из настоящих пушек. После этого попытались дойти до Якорной площади, но не дошли, решив, что форт дороже – сели на автобус и поехали к Константину.
Автобус до форта не доезжает, поэтому пришлось туда топать пешком. Идти мин 30 размеренным шагом – все туда ходят на пляж – так как это окончание острова, то с одной стороны форт, а с другой – пляж. Полюбовавшись на показавшиеся по левую руку форты, мы героически свернули на пляж. Наконец-то день отдыха настал!!!!!!!
Море, вернее Финский залив, не совсем соленое, вернее даже пресное, пляж очень грязный, мы, расчистив около трех кв. метров, расположились и расслабились. Залив напоминает Азовское море – пока дойдешь до глубокого места пора возвращаться, потому что уже темнеет. Вода была как для меня холодная, я не купалась, Лиза с Максом плескались до синих пузырей. Бр-ррррррр. Ну, каждому свое. Лизка прониклась, что можно с разбега забегать в воду и долго бежать. До этого ее опыт исчерпывался – три шага и ныряем. Вода у нас больное место – каждая лужа, каждая канава и река – это «моо-еее» и в него нужно нырнуть, желательно с головой. В Новгороде у нас курьезный случай вышел, об этом позже. Накупались, навалялись, наелись и потопали к форту. Перед нами как на ладони в море были еще два, вернее три форта, если считать крепость Кронштадт фортом – по внешнему виду можно.
Форт Александр, форт Кроншлот. В проспекте вычитали, что Кроншлот переводиться как «Коронная крепость», соответственно Кронштадт – «Коронный город». Полюбовались, нафоткались и пошли осматривать форт Константин. Такого мощного сооружения я никогда еще не видела. Чего только стоят гранитные дуги, прикрывающие двери. Когда мы залезли во внутрь, то мы увидели и толщину стен и толщину брони – она была с руку. Одним словом потрясающе!!!! Опять поймали какую-то экскурсию и услышали, что вокруг Кронштадта 17 фортов через 2,5 мили друг от друга, и между ними дамбы, подводные, то есть пройти к городу можно было, только зная лоцию, и все равно только подставляя бока кораблей под удары фортов. Одним словом неприступная крепость. Еще экскурсовод рассказал, что построенный форт Александр никогда не использовался в военных действиях – настолько он был устрашающим, что никто не решился с ним воевать. А англо-французская эскадра, простояла на рейде 2 года, хотя адмиралы хвастались, что будут пить чай через пару часов в Кронштадте.
Вообщем в душе поднималась гордость за империю.
Обратно попросились в экскурсионный автобус, но, не смотря на присутствие Лизы, нас не взяли и мы пошли пешком. Вечер, устали, Лиза раскапризничалась. По-моему, это был, чуть ли не единственный скандал за все время путешествия. С грехом пополам дошли до трассы, быстро поймали машину и домой!!! Лизка по дороге уснула опять, я ее спящую занесла домой и уложила – а мы пошли чаевничать на кухню, смотреть фотки и болтать с родными.

чтобы увидить еще фотографии - кликнете на любую фотографию
Tags: путешествия

• Яхтинг в Греции. Июнь 2017

В этом году мы внезапно занялись яхтингом :) Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Эмоциональная Часть четвертая. Все про быт и под…

• Солнечный февраль-2016. Филиппины

Технические подробности. Часть первая. Палован. Пуэрто-Принцесса — Эль-Нидо. Часть первая. Палован. Эль-Нидо. Продолжение Про транспорт…

Часть третья. Бохоль. Тарсиеры и Шоколадные холмы. Остановились мы на том, что забронировав на Памилакане 3 ночи (переждать ажиотаж с китайским…